На главную


ИНФОРМАЦИЯ


История школы


О нас


Новости


ТЕОРИЯ


Исследования


Помощь изучающим


Словарь


ПРАКТИКА


Делимся опытом


Астрология + ...


Заметки астролога


Заметки психотерапевта


ССЫЛКИ


Наши партнёры


Рекомендуем


ОБЩЕНИЕ


Форум "АстроСферА"


Контакты


ПОИСК


   Поиск по сайту

   и в интернете


 

 

 

ТЕОРИЯ  >>  ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ


 

          Константин Арев

ПОДВИЖНЫЕ ДИСКИ


ВВЕДЕНИЕ

Мой пятилетний опыт преподавания знаний Гамбургской школы астрологии сподвигнул меня написать данную статью, которая, по сути, выглядит как один большой ответ на многочисленные вопросы, часто возникающие у слушателей и студентов. Собственно, небольшую часть этих вопросов, чаще всего обходят своим вниманием авторы книг, статей и публикаций, посвящённых основам Гамбургской астрологии. Ситуация выглядит ещё хуже, когда мы ведём речь о стоящих внимания русскоязычных работах по Уранической астрологии, коих до сей поры насчитывается не так уж и много. Поэтому я решил осветить некоторые из таких вопросов, постаравшись ответить на них, хотя и кратко, но вполне доступно для понимания тех, кто сравнительно недавно столкнулся с таким интересным астрологическим направлением как Гамбургская школа астрологии.

Пожалуй, я начну с самого банального пункта в работе астролога, который часто рассматривается как само собой разумеющееся и потому всегда стоящий как бы в стороне от основных критериев, определяющих труд астролога. Речь пойдёт об астрологическом инструментарии. В частности, мы поговорим об уже ставшем символом Гамбургской школы, подвижном градуированном диске или о подвижной круговой шкале.

В наш насквозь компьютеризированный век, у многих складывается впечатление, что та же астрология уже немыслима без компьютерных астрологических программ. С одной стороны, данное утверждение вполне оправданно, ибо развитие астрологии (хотя и медленное, но вполне поступательно идущее вперёд), среди многочисленного сора необоснованных техник и методик, всё же порождает и поистине ценные жемчужины. Как пример можно указать на такие определённо молодые астрологические техники как A*C*G* или Local Space. Тем не менее, именно подобные методики прогнозирования наиболее сложны, особенно в своей расчётной части. И вот тогда компьютер может понадобиться как нельзя кстати.

Однако, те же самые компьютерные астрологические программы из помощников могут на глазах обратиться, ну, не то что бы во врагов, но уж во всяком случае, в неискренних друзей. Предлагая быстроту, чёткость и безошибочность в расчётах, нередко астропроцессоры взамен требуют от пользователя (астролога) впадать в состояние полного или частичного непонимания того, что он делает. Таким образом, астролог может неразуметь "откуда растут ноги" у той или иной астрологической техники. Неосознанное поведение астролога, находящегося в среде астрологической программы, порождает колоссальное количество элементарных вопросов, ответы на которые находятся прямо перед носом. Ответ нашёлся бы сам собой если бы... если бы астролог попытался решить ту же самую задачу (решение которой он ожидает от компьютера) собственной головой и собственными руками.

Но в данном случае мне не хотелось бы переходить ту грань, за которой данная работа стала бы усиленно пафосной и обличительной. Сейчас я хочу сконцентрировать ваше внимание лишь на том, что множество вопросов возникает из-за того, что мы забываем "ручной" астрологический инструментарий, который всегда даёт возможность наглядно увидеть и явственно понять почему "это" выглядит так, а не этак и зачем мы "это" делаем именно таким образом, а не каким-либо иным...

Так вот, при изучении Гамбургской астрологии, немалое количество вопросов (и ошибок) возникает тогда, когда речь заходит о подвижных круговых шкалах. Но поначалу совсем немного обратимся к истории...
Точной даты рождения первой подвижной круговой шкалы, видимо, никто назвать не может (или уже не может). Просто известно, что первые упоминания о 360°-градусном подвижном диске можно найти в статьях Альфреда Витте, датированных 20-и годами прошлого столетия. По тем временам, такой диск был совершенно инновационным и удивительным изобретением, призванным решать те задачи, которые был продиктованы не менее инновационными и удивительными идеями Альфреда Витте. Впоследствии мы ещё вернёмся к разговору о 360°-градусной круговой шкале.

Но для человеческой мысли и изобретательности, как известно, нет пределов, особенно, когда речь заходит о создании удобства (к примеру, удобства для проведения какой-либо работы). Поэтому, далее за дело взялся ныне покойный Людвиг Рудольф - друг и соратник Альфреда Витте, выступавший также и как издатель его астрологических трудов.

Как известно, два основополагающих принципа, положенных в фундамент Уранической астрологии - это принцип симметрии и осевой принцип. В этой связи характерно высказывание Альфреда Витте, который писал в одной из своих статей, что "Если каждый изучающий астрологию, который хочет обрести ясность по поводу планет, определит эти суммы, полусуммы и разности натальных планет, а затем сравнит эти суммы, и полусуммы, имеющие
одинаковое значение, ему откроются тайны планет в собственном гороскопе, как только он рассмотрит актуальный гороскоп. Одинаковые значения - это оппозиции, квадратуры, 45° и 135° полусумм друг к другу". Таким образом, можно понять, что речь идёт о планетах и точках, которые, с т.з. Гамбургской астрологии, резонируют между собой, когда находятся во взаимоаспектах, определяющихся вышеназванными угловыми расстояниями. Однако, в среде Гамбургской астрологии бытует мнение, что в этой школе речь об аспектах не заходит, ибо аспект, в астрологической аспектологии, зиждется на совершенно иных принципах, кои не умещаются в базовую концепцию ГША, по определению*. Надо полагать, что именно поэтому, в Уранической астрологии стали наиболее часто употребимы термины "крест" и "полукрест". Следовательно, фразу Витте можно представить и в ином виде: "Планеты и/или точки гороскопа имеют одинаковое значение, когда они находятся в кресте или полукресте относительно друг друга".

Не трудно понять, что коль скоро в Гамбургской школе астрологии применяются подобные угловые расстояния, то рано или поздно 360°-градусный подвижный диск перестанет удовлетворять всё возрастающим требованиям астрологической работы. И вот, по утверждению Людвига Рудольфа, он уже весной 1931 года представляет на суд Альфреда Витте и Фридриха Зиггрюна первый 90°-градусный подвижный диск. Это был поистине большой прорыв вперёд. Теперь в четыре раза увеличилась точность расположения планет и точек в гороскопе. Стал сразу виден осевой принцип в действии, когда, допустим, три планеты, находящиеся на угловых расстояниях 90°, 45° и 135° относительно друг друга и расставленные в 90°-градусном круге, оказывались на одной оси, в прямо противоположных точках окружности. Разумеется, повысилась и быстрота вычислений различного рода планетарных картин, что, несомненно, представляло большое удобство в работе астролога.

Как я уже говорил, поскольку решающим критерием при создании круговых подвижных шкал были принцип симметрии и осевой принцип, то Людвиг Рудольф не удовлетворился созданием лишь 90°-градусного диска. Уже в августе 1931 года он представил своим соратникам и друзьям 45°-градусные круговые графические эфемериды, которые, к сожалению, были приняты весьма прохладно. По словам Людвига Рудольфа, поначалу тот же Фридрих Зиггрюн несколько растерянно рассматривал труд своего друга и в итоге сказал весьма характерную фразу: "45° !?... 45°!?... Но я работаю с 90° диском!". Эта фраза может сказать о многом, если мы обратим внимание, что от создания 90°-градусного диска, до представления 45°-градусных круговых эфемерид, прошло всего три-четыре месяца. И за такой столь ничтожно короткий период времени, 90°-градусная подвижная круговая шкала уже твёрдо заняла своё подобающее место среди астрологического инструментария Гамбургского астролога. Этот факт может говорить о том, что появление 90°-градусного подвижного диска было безусловно и с удовольствием принято внутри Гамбургской школы.

Нельзя сказать, что 45°-градусные круговые эфемериды ожидала участь, подобная 90°-градусному диску. По странному стечению обстоятельств, эта затея была несколько забыта. Но, по слухам, в скором времени подобный вид эфемерид, как и вид их исполнения, подобрал другой человек. Но этот человек уже был не из когорты соратников Витте, а из группы его учеников. Речь идёт о Рейнгольде Эбертине, который перепроектировал эфемериды в 45°-градусный подвижный диск, который Людвиг Рудольф, естественно, произвел на свет Божий, как логическое, эволюционное развитие и продолжение своего предыдущего изобретения - 90°-градусного диска. А Рейнгольд Эбертин, попутно успел всех убедить в том, что линейные графические эфемериды обязаны своим рождением исключительно его личной прозорливости, что, несомненно, выглядело совсем иначе. Тем не менее, Людвиг Рудольф успел нам поведать эту историю, присовокупив к ней слова, что он никогда не претендовал на авторские права на как на 90°-градусный, так и на 45°-градусный диски, ибо все подобные изобретения он мог порождать лишь благодаря тем знаниям, которые получил от Альфреда Витте, а, стало быть, и все подвижные диски, в первую очередь, имеют отношение именно к Витте и только к нему.

Но как бы там ни было, а сыновья 360°-градусного подвижного диска начали своё триумфальное шествие в пределах Гамбургской школы астрологии. Но главное, что круговые шкалы имели тенденцию плодиться как кролики. По словам того же Людвига Рудольфа, совсем скоро после того, как Зиггрюн отклонил 45°-градусные круговые эфемериды, он же уже работал с 22,5°-градусной шкалой, а вскоре и с 11,25°-градусным подвижным диском. Правда, справедливости ради надо отметить, что впоследствии Зиггрюн опять-таки вернулся к 90°-градусному диску. Казалось, что такой "маленький" диск как 11,25°-градусная шкала - это предел возможного. Ан нет! Гамбургский астролог Эрнст Эш (Ernst Esch) двигаясь по тому же пути "вниз", дошёл до того, что почти исключительно работал с подвижной круговой шкалой, которая имела в своей основе градуировку в 0° 56' 15" ! Нетрудно догадаться, что подобная градуировка (угол в 0° 56' 15") не является дискретностью деления 360° на двойку и её степени. Иными словами, угловое расстояние 0° 56' 15", является итогом последовательного деления 120° на 2. И вот тут можно только подивиться той парадоксальной ситуации, при которой сами Уранические астрологи, увлекшись созданием подвижных дисков, дошли в этом неистощимом баловстве до откровенного абсурда, когда ими же стали попираться основные убеждения школы, утверждающие воззрения симметрии и осевой принцип. Всё это видно из вышеозначенного примера с Эрнстом Эшем, а также из того, что впоследствии появились подвижные диски с нанесённой на них градуировкой в 120°, 30° и даже 72°. Поэтому совсем не удивительно, что на почве бездумного порождения подобных подвижных дисков стали повсеместно возникать откровенные спекуляции и не весьма корректные высказывания. Как пример, можно назвать одну из спекулятивных особенностей 11,25°-градусной круговой шкалы. Почему-то, у некоторых астрологов Гамбургской школы существует стойкое желание привязать число градусов на этом диске, со средним числом лет, проходящих между пиками и спадами солнечной активности, хотя сравнительно давно известно, что периоды солнечной активности не выражаются каким-то жёстким числом, тогда как градусная мера, используемая в подвижных дисках, имеет в своей основе строгую и твёрдую форму.

Самое распространённое из тех некорректных выражений, которыми наделяются круговые подвижные шкалы, можно назвать, пожалуй попытку сравнения подвижного диска с гармониками. Вы наверняка не раз слышали фразы такого типа: "Такой-то мидпойнт проявлен в карте такой-то гармоники". Поверьте, подобные фразы не стоит употреблять даже при обычном, так сказать, бытовом, изустном общении между астрологами. Тот кто знаком с астрологией гармоник и с основами построения карт гармоник, тот прекрасно знает, что между подвижной круговой шкалой и картой определённой гармоники существует такое же сходство, какое можно найти в распространённых трактовках для Венеры и Сатурна. В этом случае стоит просто запомнить, что карта или гороскоп какой-то гармоники - это именно гороскоп. Тогда как любая круговая подвижная шкала - это просто инструмент!

Мало того, насколько хорош как инструмент 90°-градусный подвижный диск, настолько он подспудно сыграл неблаговидную роль в некоем неявственном разделении Гамбургской школы на две условные части, что, конечно же, не делает чести самой школе, если мы хотим говорить о ней, как об обладательнице целостной астрологической методики. 90°-градусный диск дал возможность быстро и безболезненно выявлять различные планетарные картины, где первыми среди равных считаются полусуммы. И правда, производить анализ полусумм на определённых осях стало гораздо легче, нежели совершать те же самые действия, но с помощью 360°-градусного диска. Надо полагать, что именно из-за этого в среде самой школы стали забываться изначальные методы и техники, часто в работе с которыми требовался именно 360°-градусный диск. Таким образом, полусумма стала таким же незыблемым символом Уранической астрологии, как и 90°-градусная подвижная шкала. Тогда позвольте спросить - а чем тогда Гамбургская астрология нынешнего времени, отлична от Космобиологической школы? Ответ очевиден: почти ничем, за исключением того, что в Гамбургской астрологии пока ещё существуют 8 транснептунов...
Ну, мы ещё обязательно вернёмся к разговору о разделении школы на два невидимых фронта...

Кстати сказать, как вы уже понимаете, в этом случае также стоит отбросить в сторону любые спекуляции, основанные на связи имени Витте с 90°-градусным подвижным диском. В частности, бытует мнение, что Альфред Витте при написании своих статей или во время презентации первых четырёх транснептунов, пользовался 90°-градусным диском. Судя по хронологии, во времена оные, Витте пользовался лишь 360°-градусным подвижным диском, но никак не 90°-градусным...

Итак, в качестве промежуточного итога, можно без всяких сомнений сказать, что подвижный диск является неотъемлемой частью Гамбургской школы астрологии и основным инструментом, применяемым астрологом в своей работе. Тем не менее, подвижный диск не является чем-то вроде мистического знака или амулета, обладающего тайными силами. Поэтому, здесь стоит откинуть попытки всякого рода спекуляций в отношении этого инструмента. Пытаться найти какую-то подоплёку в подвижном диске, как в инструменте, - это тоже самое, как философствовать о возможной связи мотыги со сменой дня и ночи.

 

КРУЖОК "УМЕЛЫЕ РУКИ"

Прежде чем приступать к работе с подвижными дисками, надо эти диски приобрести...или, по крайней мере, сделать их самолично. Приобрести-то, конечно, можно. Но здесь стоит взвесить все "за" и "против". И дело даже не в деньгах, а в той мороке, с которой сопряжена пересылка из-за далёкого зарубежья, трёх-четырёх круглых кусочков пластмассы. Поэтому, я полагаю, что мы сейчас остановимся на последнем варианте из двух возможных. То есть, мы с вами сами, без особого труда, сделаем комплект, довольно долговечных подвижных дисков.

У каждого, у кого дома есть компьютер или стереосистема с проигрывателем CD-дисков, обязательно
найдутся старые, уже не столь необходимые вам, "болванки" CD или DVD. Вам надо будет приготовить 4 таких диска.
Затем скачайте zip-архив, в котором находятся два документа. Это две страницы, на которых вместо текста находятся изображения 4-х подвижных круговых шкал: 360°-градусный диск, а также 90°-, 45°- и 22,5° градусные диски. Конечно же, я не могу вас убеждать в том, что качество изображений этих дисков чересчур высокое. Но поверьте мне - и этого будет предостаточно для работы с гороскопами.
Распечатайте эти две страницы в том виде, в котором они есть. После чего аккуратно вырежьте круги по контуру. Изображения подвижных шкал имеют такой же размер, как и CD-диски. Поэтому вам только остаётся также аккуратно воспользоваться клеем, что бы приклеить уже вырезанные изображения кругов (будьте внимательны, так как некоторые виды клеев оставляют пятна на бумаге, что, конечно же, не добавляет эстетизма).
Собственно всё! Ваш комплект дисков готов и вы можете приступать к работе с гороскопом.

Нажмите для увеличения

Для работы вы можете распечатать любой гороскоп (для начала, в режиме H4 – 90°-градусную круговую шкалу). К примеру, астрологическая программа Janus3 может выводить на печать три «Уранических» круга (радикс, дирекции солнечной дуги и транзиты), в режиме ручной настройки. В этом режиме вам надо выставить размер, примерно, 12,02 см. В итоге у вас в руках окажется вот такой лист:

Печать одного круга или большее их количество, вы также можете произвести с помощью астрологической программы ZET 8. Правда, в этом случае вам придётся путём нескольких проб и ошибок настроить размер внутреннего круга Уранического гороскопа так, что бы внутрь него поместилась круговая шкала, не перекрывая изображение планет и точек гороскопа.

Третий вариант чуть более утомителен, ибо он производится вручную и для этого нам сначала надо внимательно осмотреть подвижную шкалу (90°-градусный подвижный диск), дабы получше познакомиться с этим инструментом.

 


* В этом случае речь идёт, конечно же, о базовых принципах астрологической аспектологии, которые проявлены в западноевропейской астрологической традиции, в отличие от современной астрологической модели, в которой аспекты определяются совершенно иными принципами, в частности, исходя из обычного деления круга на какое-то определённое число. (назад).


ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: "Уранический компьютер" >>


обсудить на форуме

написать письмо автору


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

На главную

Copyright © 2008 AstroLiberty-Group